Первая подводка

         “Rhapsody In Blue” «Голубая рапсодия». Одночастная концертная пьеса Джорджа Гершвина для фортепиано с оркестром, объединившая джаз с академическим жанром. Одно из самых известных музыкальных сочинений в истории –и поворотный пункт в развитии американской культуры, ее первый планетарный шедевр. По опросам, начальное глиссандо кларнета Рапсодии Гершвина узнаёт больше людей, чем первые такты Пятой симфонии Бетховена.

         Однако мир мог остаться без этой великой музыки: история ее создания похожа на детектив, а замысел буквально висел на волоске.             Дело было так. Осенью 1923 года известный музыкант, руководитель оркестра Пол Уайтмен предложил Гершвину написать произведение для рояля с оркестром на стыке джаза и классики для концерта в честь юбилея Авраама Линкольна в феврале следующего года. Гершвин отказался, решив, что остается слишком мало времени. Однако в начале января известная нью-йоркская газета сообщила, что он вовсю работает над пьесой. Возмущенный композитор позвонил Уайтмену и узнал, что тот был вынужден пойти на подлог, поскольку конкуренты собирались украсть идею. В итоге Гершвин согласился и сочинил рапсодию за месяц с небольшим. Он вспоминал, что буквально через день после разговора с Уайтменом, в поезде из Нью-Йорка в Бостон в его голове в один миг возникла вся форма целиком и главные темы. В спешке композитор не успевал детально выписать сольную партию фортепиано и отчасти поэтому вызвался играть премьеру сам, наполовину импровизируя. Кстати, то самое легендарное глиссандо кларнета родилось случайно, на одной из репетиций: музыкант решил подшутить над композитором и сыграл первую написанную ноту с огромным подъездом снизу, как бы пародируя джазовую манеру. Гершвин пришел в восторг и попросил кларнетиста играть теперь всегда именно так, добавляя еще больше «воплей».