Фото: сайт радио “Орфей”

17 апреля.

Всемирное виолончельное исполнительство второй половины 20 века неразрывно связано с именем Григория Пятигорского. Его певучее вибрато часто сравнивали с кантиленой голоса Фёдора Шаляпина. В поисках идеального искусства у них был общий предмет для подражания- Дон Кихот. 17 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Григория Павловича Пятигорского.

Впервые сольную партию в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот» Григорий исполнил в Москве вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Будучи ещё подростком, он уже был первой виолончелью Большого театра. Иностранный дирижёр для премьеры специально привёз с собой опытного музыканта, но после прослушивания остановил свой выбор на юном даровании.

В 18 лет, успев поиграть в квартете имени Ленина, Пятигорский уехал из советской России в Варшаву. Там он встретил маэстро, оказавшего ему музыкальное доверие в Москве. Дирижёр помог безработному виолончелисту получить место в оркестре городской филармонии. Но конечной точкой дерзкого путешествия Пятигорского была отнюдь не Польша, а столица Германии. Здесь главным «университетом» становится Берлинский филармонический оркестр. Знаменитый Вильгельм Фуртвенглер оказался самым подходящим педагогом для перфекциониста Пятигорского, но через несколько лет молодой музыкант покинет и его. Он станет участником знаменитого Трио Артура Шнабеля, а в конце 20-х с блеском дебютирует в США. И вот уже за ним гоняются не только американские, но и европейские импресарио, заманивая заоблачными гонорарами. Далеко в прошлом остались «детские» продуктовые карточки в голодной Москве. За границей Пятигорский пересекается с Шаляпиным, с которым ещё ребёнком вместе выступал фактически за кусок хлеба. Последнее место встречи двух гениев — Париж. Шаляпин здесь скончается, успев сняться в фильме про Дон Кихота. А Пятигорский снова вынужден бежать, теперь от фашистов. Вместе с семьей перебирается в Америку. В начале 40-х получает паспорт США и становится Грегором Пятигорским.

Ровно через 20 лет в Москву уроженец Днепропетровска прилетит в качестве члена жюри Второго Конкурса имени Чайковского. Маэстро, в репертуаре которого Моцарт и Бетховен, Дворжак и Рихард Штраус, «авангардные» Вебер и Хиндемит, удивлён сложной программой состязания. Признанный мэтр восторгается мастерством воспитанников Московской консерватории, в которую без малого полвека назад его приняли как безусловного вундеркинда.

Источник: сайт радио “Орфей”