Мелодия под названием «Караван» – больше чем «золотой джазовый стандарт» или даже хит на все времена. Это символ джаза, воплощение сути этого вида музыки. Не случайно тема была сочинена и записана в середине 30-х, в момент самого расцвета свинга и великих биг-бэндов. И недаром один из ее авторов – «король джаза» Дюк Эллингтон. Кстати, напомним: Дюк – это не имя, а прозвище: в русском переводе «герцог». Музыкант получил его от коллег за свои сценические манеры и непревзойденное мастерство композитора, аранжировщика и дирижера. Соавтором Эллингтона стал тромбонист его оркестра Хуан Тизол, единолично сочинивший среднюю часть темы – правда, потом Эллингтон ее чуть подправил рукой мастера.

         «Караван» – редкий в джазе случай создания восточного колорита. Живое ощущение пустыни в легендарной эллингтоновской записи создают особая «восточная» мелодика, «зыбкий» ритм, гармония, как бы стоящая на одном месте, а еще ударные инструменты, нечасто использовавшиеся в джазовых оркестрах того времени – басовый барабан том-том и деревянные тэмпл-блоки, имитирующие звук копыт «кораблей пустыни» – верблюдов.

         Композиция «Караван» произвела настоящий фурор в мире джаза, ее первенство было неоспоримо годами, подкрепляясь вершинами чартов, восторгами экспертов и сотнями знаменитостей, отдавших дань уважения этой великой мелодии. Перечисление одних лишь звезд первой величины джаза и эстрады, исполнявших и записывавших «Караван», займет весь этот час. Поэтому поверьте нам на слово и наслаждайтесь музыкой.

         В эфире «Классика джаза» можно услышать две версии композиции:

          – Знаменитого джазового гитариста Уэса Монтгомери;           – «Королевы блюза» Дины Уошингтон.