2 июля. А вот вы знаете, например, что в СССР джаза было много? Я не знал. Фраза про “сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь” – мне известна. Про популярность этой музыки знаю меньше.
Я, скажем, не знал, что великий Дмитрий Шостакович написал джазовую сюиту. Посвятил ее любимой женщине, к которой хотел уйти от жены. Но не ушел. Сюиту хотел уничтожить. Выяснилось: не горят не только рукописи, но и партитуры.
И вот замечательный Большой джазовый оркестр Петра Востокова играет эту сюиту. Музыка неожиданная и чудесная: Шостакович как-никак. Звучит, однако, редко. Ведь для того, чтобы услышать джазовую сюиту гения, что необходимо? Джазовый оркестр и вечер джазовой музыки.
Вот, пожалуйста, получите. Радио “Орфей”, фонд ФИРКОН при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провели вечер “Джаз с русской душой”.
Мне посчастливилось (правда, увы, совсем недолго) поработать на радио “Орфей”, и я, что называется, на собственном опыте убедился: на радио классической музыки работают искатели и исследователи. Здесь не просто выпускают передачи. Здесь постоянно что-то ищут и строят. Например, построили мультимедийную платформу, на которой желающие могут джазовый концерт посмотреть и еще много чего увидеть и услышать.
Ищет “Орфей” знатно. То вдруг начинает открывать никому не ведомых русских композиторов ХХ века. И оказывается, что в прошлом веке звучала грандиозная музыка, о которой мало кто знает. То начинает проект “Неизвестные имена российского джаза”, и мы узнаем то, о чем бы и ведать не ведали, если бы не “Орфей”.
“Джаз с русской душой” – не просто музыкальный вечер, он еще получился и познавательным
Вечер в Московском международном Доме музыки “Джаз с русской душой” – не просто замечательный музыкальный вечер. Хотя оркестр Петра Востокова блистателен и удовольствие от музыки любители джаза получили. Но придуманный и организованный “Орфеем” вечер получился еще и познавательным. Вел его обаятельный молодой артист Кузьма Котрелев. Кузьма даже не претендовал на роль ведущего, если под этим человеком мы подразумеваем того, кто соединяет сцену и зал. Котрелев с выражением читал хороший текст про героев вечера. И мы узнавали новое – про неведомое: про советский джаз.
А еще прибавьте к этому документальную хронику жизни СССР разных лет, которая шла на экране практически постоянно. Поначалу казалось: она отвлекает от музыки, замечательный оркестр, исполняющий выдающиеся произведения, не нуждается ни в какой поддержке. Однако постепенно стало ясно: это не поддержка никакая, это … если угодно: стерео. Хроника и музыка. Звуки и видео ушедшей эпохи. Память, как известно, бывает разной. Вечер в Доме музыки доказал, что она может быть очень страстной.
Вот, например, Александр Цфасман. Известный композитор. Во всяком случае, песню про “Неудавшееся свидание” знают все. “Так, значит, завтра. На том же месте, в тот же час”, – помните? А это, оказывается, был человек с судьбой очень нелегкой (впрочем, у кого из джазовых музыкантов она была простой?), который был принципиальным и абсолютным оптимистом. Он старался жить так, чтобы не замечать неприятностей, надеясь, что в этом случае они тоже потеряют его из вида. А какой невероятной энергии музыку писал этот человек!
Николай Капустин умер относительно недавно, в 2020 году. В конце жизни превратился в затворника, никуда из дома не выходил. Кто знает, почему? Выпускник Московской консерватории, виртуозно исполняющий классический фортепианный репертуар, он придумал соединить классическую музыку с джазом. В Доме музыки прозвучал его “Концерт N 1 для фортепиано и джаз-оркестра”. Солировал Алексей Чернаков. Абсолютно необычная, ни на какую иную непохожая, своеобразная музыка.
Вадим Людвиковский – слышали про такого человека? Я, увы, нет. И это проблема моя, а не Людвиковского. Потому что это был выдающийся композитор и дирижер, воспитавший много знаменитых джазовых музыкантов. Как вам нравится название произведения “Что Вы делаете сегодня вечером с восьми до половины девятого?” Это Людвиковский придумал. Произведение чудесно – глубокое и азартное одновременно.
Леонид Половинкин – композитор, умерший аж в середине прошлого века, однако успевший много сделать для становления советского джаза. Имя известное знатокам. Я – не знаток. Послушав его музыку, подумал: жаль, что до этого никогда не слышал.
И наконец, Александр Варламов – известный джазовый музыкант. Многие называют его первым, едва ли не родоначальником советского джаза. Варламов был арестован, сидел в ГУЛАГе. Но даже в неволе организовал джазовый оркестр. Классик джаза – безусловно! Но часто ли мы слушаем его?
Джаз никогда не был столбовым направлением советского искусства. Ни в какие годы. Великий актер и пропагандист джаза Леонид Утесов объявлял себя: “Простуженный артист республики”, потому что звание “заслуженный” слишком долго не получал.
Но и убить джаз в СССР не получилось. Не дали талантливые люди, которым, в сущности, и был посвящен концерт “Джаз с русской душой”.
Радио “Орфей” со своими коллегами делает очень благородное дело: раздает долги. Да, мы должны тем джазовым музыкантам, которые, несмотря и вопреки, играли совсем не идеологическую музыку. Их обвиняли, их забывали, их выгоняли, даже арестовывали. А они продолжали свое дело: играть и сочинять.
Спасибо за то, что познакомили. Вспомнили. Если угодно – оживили и доставили удовольствие.
Материал “Радио “Орфей” со своими коллегами делает очень благородное дело: раздает долги” Российской газеты от 2 июля 2023 года. Автор – Андрей Максимов